1960-1989
logo

Творческая мастерская

архитектора О. Гридасова

МЕНЮ

1960 - 1998. Моспроект. Союз. Академия.

В 1960 г. А.Г. Рочегов становится руководителем мастерской 20, а с 1963 г. – начальником Управления Моспроект 1 Главного архитектурно-планировочного управления Мосгорисполкома. Редкий талант организатора и руководителя необычайно ярко раскрылся на новом месте. На протяжении 19 лет, до 1982 г., А.Г. Рочегов является бессменным руководителем и лидером одного из сильнейших проектных институтов страны.

Среди друзей и единомышленников – яркие мастера архитектуры советского времени: Е. Н. Стамо, Я.Б. Белопольский, В.М. Гинзбург.

На плечи «моспроектовцев» ложится титаническая задача переосмысления городской среды, гуманизации индустриальной массовой жилой застройки. Разработанные и воплощённые в это время проекты застройки микрорайонов «Черкизово», «Северное Богородское», «Гольяново», «Открытое шоссе», «Сокольники», «Ясенево» устремлены в будущее, направлены на повышение качества жизни, постулируют новые для того времени идеи интенсивного использования территории.

 

 

Яркой страницей, по воспоминаниям А.Г. Рочегова, явилась «Ташкентская эпопея» - реконструкция центра г.Ташкента после разрушительного землетрясения 1966 г. В этой работе были решены сложные конструктивные задачи, отражены климатические особенности района, сделана попытка передать дух Узбекской архитектуры современными средствами.

...В этой очень быстрой и напряжённой работе по восстановлению Ташкента участвовали десятки моспроектовцев. Были запроектированы жилые дома, школы, детские сады, магазины – одни словом всё, что необходимо для жилых районов. Москвичи строили в Чилинзаре, одном из городских районов, и в центре, по Первомайской и Пушкинской улицам. Вместе с архитектором В. Гинзбургом и конструктором В. Ханджи были запроектированы два дугообразных дома галерейно-секционного типа – так было задумано для защиты квартир от шумной магистрали.

 

Усилиями коллектива специалистов под руководством А.Г. Рочегова произошли качественные изменения в индустриальной жилой архитектуре. В соавторстве с Я. Белопольским, В. Датюком, Р. Кананиным в 1972 г. были созданы жилые 17-ти этажные крупнопанельные дома с широким шагом несущих конструкций (Ленинский пр-т кв. 42а).

Итогом многолетней практики проектирования массовой жилой застройки явилось создание и внедрение в 1979 г. КОПЭ – новой системы проектирования, производства и строительства жилых домов из крупнопанельных индустриальных конструкций на основе применения специально разработанных компоновочных объёмно-планировочных элементов для 18-22 этажных жилых домов (Авторы: А.Рочегов и О.Ширяев – руководители авторского коллектива, М.Былинкин, А.Гордон, Л.Вайсман, В. Карганов, А.Петецкий).

 

  

 

Через много лет тема индустриального домостроения продолжит развитие уже в новых условиях и с освоением новой проблематики.

 

Однако, решение задач массовой жилой застройки методами панельного домостроения не могло полностью увлечь зодчего, воспитанного на классических ценностях и привитых в молодости, в стенах Академии, идеалах. А.Г. Рочегов поднимает проблематику отечественного индустриального домостроения на качественно новый уровень. В 1979 году выходит сборник «Арбетон»:

...Сборник «Арбетон», выпущенный мною в 1979 году по материалам французских буклетов, посвящен одной теме — современному производству сборного железобетона, его широким возможностям в строительстве и богатейшей вариантности в архитектуре. Реализация в наших условиях идей и предложений, о которых повествует сборник, может существенно повлиять на архитектуру общественных и культурно-бытовых зданий, на облик нашего жилища. Это могло бы быть оценено как качественно новый этап в архитектуре сборного железобетона, области, господствующей в современном массовом строительстве. С 1973 года прошло уже много лет. По-прежнему тема арбетона меня увлекает, и я по-прежнему убежден, что это направление естественным образом развивает тот уровень технических возможностей по формованию железобетонных конструкций, который широко освоен в нашей промышленности строительных материалов и конструкций. С 1973 года в нашей стране появилось много интересных решений фасадов, когда благодаря арбетону, пластическая характеристика зданий стала значительно более впечатляющей, живой и правдивой. Во многих случаях отпала необходимость в различного рода облицовках. Архитектура стала подлиннее, органичнее. В сущности, и универмаг на Комсомольской площади, ныне строящийся, и новая работа в сфере архитектуры жилища по организации проектирования, планирования, производства и строительства на основе применения компоновочных объемно-планировочных элементов нацелена на широкое применение принципов арбетона.

В 1966 г. встала задача спроектировать здание универмага на Комсомольской площади. О непростом пути к архитектуре здания рассказывает Александр Рочегов:

...Хотелось, что бы на площади, уникальной по своей архитектуре, на которой стоят такие превосходные и самобытные архитектурные произведения, как Казанский вокзал А. Щусева, высотная гостиница Л. Полякова и Ярославский вокзал Ф. Шехтеля, не произошло бы досадного срыва – появления неполноценного архитектурного произведения. Даже Ленинградский вокзал с его казённой николаевской архитектурой не смог уменьшить буйной прелести живописнейшего ансамбля выдающихся памятников архитектуры Комсомольской площади.
Поставить рядом с этими шедеврами крупное здание универмага, не испортить архитектурной самобытности ансамбля, попробовать найти для здания универмага такое решение, которое устанавливало бы пластические связи со своими именитыми и прославленными соседями, - таковы были задачи.

Над проектом работа велась много лет. В первые годы проект разрабатывался вместе с архитекторами В. Гинзбургом и Ю. Филлером (работа велась в мастерской В. Гинзбурга). Но решение, которое всё время где-то мерещилось, не приходило… Не было самого главного – полноценного художественного образа, не было глубоких, пластических связей с живым языком архитектуры Ярославского и Казанского вокзалов, с превосходно нарисованной архитектурой высотного здания гостиницы «Ленинградская». Потребовались новые поиски, новые эскизы, пришлось уже во время строительства принимать новые решения.


Новый виток проектирования универмага «Московской» начался в 1976 г.
Окончательный проект разработан вместе с молодым архитектором О. Гридасовым, при участии А. Елисеева, Е. Косиновой, А. Шатохина, Е. Никоновой. Фасадные элементы из сборного железобетона выполнены экспериментальной базой МНИИТЭПа ГлавАПУ при творческом участии А. Масарского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часто бывает, что развитие архитектурного объекта не заканчивается с окончанием его строительства. Новое время диктует новые требования. Спустя 10 лет, в 1992 г. руководство универмага «Московский» обратилось в ООО «Творческая мастерская архитектора О.Гридасова» с поручением разработать проект увеличения торговых и административных площадей.

 

В 1975 г. А.Г. Рочегов приступает к проектированию комплекса зданий посольства СССР в Гаване. Проект разрабатывался почти семь лет. В его основе - идея самодостаточного микромира, частицы России на далёком острове, аналог монастыря с колокольней - административным блоком. Корпуса приподняты на пилонах, открывая возможность аэрации участка. Необходимость солнцезащиты определила сильную пластику, формируемую навесами и экранами.

...Пятая авенида в Гаване — парадная магистраль с бульваром в середине, рядом шумит Мексиканский залив. Кубинские зодчие точно определили градостроительные требования к участку: вдоль Пятой авениды — застройка в 2—3 этажа; на отступе от авениды разрешалось поставить высокое здание; еще дальше, вглубь, — в шесть-восемь этажей. Эти требования города были соблюдены в проекте. В проекте все здания приподняты от земли, и помещения в первых этажах почти отсутствуют. Это сделано для усиления естественного проветривания участка и создания обширных теневых зон. Композиция с высоким административным зданием посольства в глубине участка будет, я надеюсь, хорошо вписываться в окружающую застройку.

...На острове Куба много красивого пористого известняка — ракушечника «Пьедра Хаймонита», им облицованы фасады. Много различных сортов мрамора. Его мы применили в интерьерах, в отдельных деталях благоустройства. Гавана — город с ярко выраженным силуэтом многоэтажных зданий. Они вырастают из массы двух-пятиэтажных домов, составляющих основу городского пейзажа. В городе много зелени. Фасады зданий, как правило, ярко окрашены.

 

Архитектура комплекса разработана А. Рочеговым и М. Энгельке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роспись зала приёмов выполнена художниками А. Рочеговой и В. Бойцовым.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

С 1965 г. А.Г. Рочегов представлял Союз советских архитекторов в Международном Союзе архитекторов, а с 1968 г. избирается руководителем международной рабочей группой "Жилище":

...Для меня большая честь работать в Международном Союзе архитекторов. В первые годы я был от Союза архитекторов СССР членом международной комиссии жилищу МСА, а затем стал её руководителем.

Чем занимается наша международная группа? Каков её состав? Главная задача группы - разработка рекомендаций на профессиональном международном уровне, способствующих высококвалифицированному решению острых социальных проблем нехватки жилища в мире. В ХХ веке нехватка жилища, особенно в странах развивающихся, стала чрезвычайно острой...

...В нашей группе всегда возобладало желание работать в дружеской товарищеской обстановке. Мы всегда искали пути для нахождения таких решений, которые были бы результатом серьёзной исследовательской и аналитической работы. Так было, когда мы решили на основе анализа Афинской Хартии Ле Корбюзье построить новый документ, получивший в конечном счёте своё подробное изложение в нашем коллективном труде: "Проблемы жилища 80-х годов", "Хартия жилища" и "Декларация". В процессе этой увлекательной и, как нам всегда казалось, нужной для всех архитекторов мира работы, круг архитекторов расширялся. В конечном счёте в Кажимеже (ПНР) "Хартию Жилища" подвели к торжественному акту её подписания уже три международные группы - "Жилище", группа "Градосроительство" и "Строительство + Индустриализация"...

 

Усилиями А.Г. Рочегова был создан Союз Архитекторов РСФСР (сейчас - Союз Архитекторов России) и в 1981 г., на учредительном съезде, он избирается председателем правления Союза архитекторов РСФСР. Этот пост А.Г. Рочегов занимал до 1992 г.

В 1988 г. А. Г. Рочегов выдвинул идею создания при Союзе персональных творческих мастерских. Он пригласил нескольких способных к самостоятельной профессиональной работе архитекторов и предложил им написать устав будущих мастерских. Так, весной 1989 года, возникли первые творческие мастерские А. Асадова, М. Хазанова, Б. Шабунина, О. Гридасова и еще нескольких первопроходцев.

 

26 марта 1992 года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин издал Указ № 305 «Об организации Российской академии архитектуры и строительных наук», положивший начало созданию Академии (РААСН). Принятию этого документа предшествовала многолетняя организационная, творческая, просветительская деятельность российских архитекторов, градостроителей и строителей, практиков и теоретиков, управленцев и педагогов, объединённых мечтой о создании в стране государственной отраслевой Академии.

Большое влияние на становление образа будущей Академии оказала деятельность А.Г. Рочегова. Летом 1992 года, он, беседуя с видными мастерами архитектуры, градостроителями, строителями, учёными и практиками, создавал концепцию академической деятельности и самой Академии. Опираясь на исторические традиции и учитывая реалии современной жизни в новой России, свои взгляды о формах и содержании деятельности, роли РААСН в отрасли представили сам А.Г. Рочегов, А.В. Иконников, В.В. Владимиров (подготовивший предложения об Академии архитектуры и градостроительства в 1989 году), И.М. Смоляр, Ю.А. Дыховичный, А.В. Рябушин, В.И. Травуш.

Первое собрание РААСН состоялось в Москве 28-29 января 1993 года. Оно одобрило проект первого Устава РААСН, избрало президентом Академии академика А.Г. Рочегова, первым вице-президентом – академика С.Н. Булгакова и главным учёным секретарём – члена-корреспондента А.И. Виноградова. На общих собраниях научно-отраслевых отделений академиками-секретарями были избраны академик А.В. Иконников – по отделению архитектуры, академик Л.В. Вавакин по отделению градостроительства, академик В.М. Бондаренко – по отделению строительных наук.

В уставе Академии было записано, что Российская академия архитектуры и строительных наук «является высшей государственной самоуправляемой научно-творческой организацией».

Завершающим этапом формирования Академии и началом её полноценной работы стало первое Общее собрание членов РААСН в полном составе, состоявшееся 21-22 апреля 1994 года в Москве. На Общем собрании были утверждены решения о создании региональных отделений, и принято очень важное для становления Академии положение о советниках, открывшее путь в академическую деятельность многим архитекторам, градостроителям, строителям, теоретикам и педагогам.

 

Создание Российской Академии Архитектуры и Cтроительных наук – преемницы "Императорской Академии трех знатнейших искусств – живописи, скульптуры и архитектуры" (1764-1918) и Академии Архитектуры СССР (1933-1963) явилось венцом профессионального жизненного пути А.Г. Рочегова.

В 2021 на телеканале "Радость моя" вышел фильм, посвященный жизни и творчеству А.Г. Рочегова:

 

В 1960 г. А.Г. Рочегов становится руководителем мастерской 20, а с 1963 г. – начальником Управления Моспроект 1 Главного архитектурно-планировочного управления Мосгорисполкома. Редкий талант организатора и руководителя необычайно ярко раскрылся на новом месте. На протяжении 19 лет, до 1982 г., А.Г. Рочегов является бессменным руководителем и лидером одного из сильнейших проектных институтов страны. Среди друзей и единомышленников – яркие мастера архитектуры советского времени: Е. Н. Стамо, Я.Б. Белопольский, В.М. Гинзбург.

На плечи «моспроектовцев» ложится титаническая задача переосмысления городской среды, гуманизации индустриальной массовой жилой застройки. Разработанные и воплощённые в это время проекты застройки микрорайонов «Черкизово», «Северное Богородское», «Гольяново», «Открытое шоссе», «Сокольники», «Ясенево» устремлены в будущее, направлены на повышение качества жизни, постулируют новые для того времени идеи интенсивного использования территории.

Яркой страницей, по воспоминаниям А.Г. Рочегова, явилась «Ташкентская эпопея» - реконструкция центра г.Ташкента после разрушительного землетрясения 1966 г. В этой работе были решены сложные конструктивные задачи, отражены климатические особенности района, сделана попытка передать дух Узбекской архитектуры современными средствами.

...В этой очень быстрой и напряжённой работе по восстановлению Ташкента участвовали десятки моспроектовцев. Были запроектированы жилые дома, школы, детские сады, магазины – одни словом всё, что необходимо для жилых районов. Москвичи строили в Чилинзаре, одном из городских районов, и в центре, по Первомайской и Пушкинской улицам. Вместе с архитектором В. Гинзбургом и конструктором В. Ханджи были запроектированы два дугообразных дома галерейно-секционного типа – так было задумано для защиты квартир от шумной магистрали.

Усилиями коллектива специалистов под руководством А.Г. Рочегова произошли качественные изменения в индустриальной жилой архитектуре. В соавторстве с Я. Белопольским, В. Датюком, Р. Кананиным в 1972 г. были созданы жилые 17-ти этажные крупнопанельные дома с широким шагом несущих конструкций (Ленинский пр-т кв. 42а).

Итогом многолетней практики проектирования массовой жилой застройки явилось создание и внедрение в 1979 г. КОПЭ – новой системы проектирования, производства и строительства жилых домов из крупнопанельных индустриальных конструкций на основе применения специально разработанных компоновочных объёмно-планировочных элементов для 18-22 этажных жилых домов (Авторы: А.Рочегов и О.Ширяев – руководители авторского коллектива, М.Былинкин, А.Гордон, Л.Вайсман, В. Карганов, А.Петецкий).

Через много лет тема индустриального домостроения продолжит развитие уже в новых условиях и с освоением новой проблематики.

Однако, решение задач массовой жилой застройки методами панельного домостроения не могло полностью увлечь зодчего, воспитанного на классических ценностях и привитых в молодости, в стенах Академии, идеалах. А.Г. Рочегов поднимает проблематику отечественного индустриального домостроения на качественно новый уровень. В 1979 году выходит сборник «Арбетон»:

...Сборник «Арбетон», выпущенный мною в 1979 году по материалам французских буклетов, посвящен одной теме — современному производству сборного железобетона, его широким возможностям в строительстве и богатейшей вариантности в архитектуре. Реализация в наших условиях идей и предложений, о которых повествует сборник, может существенно повлиять на архитектуру общественных и культурно-бытовых зданий, на облик нашего жилища. Это могло бы быть оценено как качественно новый этап в архитектуре сборного железобетона, области, господствующей в современном массовом строительстве. С 1973 года прошло уже много лет. По-прежнему тема арбетона меня увлекает, и я по-прежнему убежден, что это направление естественным образом развивает тот уровень технических возможностей по формованию железобетонных конструкций, который широко освоен в нашей промышленности строительных материалов и конструкций. С 1973 года в нашей стране появилось много интересных решений фасадов, когда благодаря арбетону, пластическая характеристика зданий стала значительно более впечатляющей, живой и правдивой. Во многих случаях отпала необходимость в различного рода облицовках. Архитектура стала подлиннее, органичнее. В сущности, и универмаг на Комсомольской площади, ныне строящийся, и новая работа в сфере архитектуры жилища по организации проектирования, планирования, производства и строительства на основе применения компоновочных объемно-планировочных элементов нацелена на широкое применение принципов арбетона.

Новый виток проектирования универмага «Московской» начался в 1976 г.
Окончательный проект разработан вместе с молодым архитектором О. Гридасовым, при участии А. Елисеева, Е. Косиновой, А. Шатохина, Е. Никоновой. Фасадные элементы из сборного железобетона выполнены экспериментальной базой МНИИТЭПа ГлавАПУ при творческом участии А. Масарского.

Часто бывает, что развитие архитектурного объекта не заканчивается с окончанием его строительства. Новое время диктует новые требования. Спустя 10 лет, в 1992 г. руководство универмага «Московский» обратилось в ООО «Творческая мастерская архитектора О.Гридасова» с поручением разработать проект увеличения торговых и административных площадей.

В 1975 г. А.Г. Рочегов приступает к проектированию комплекса зданий посольства СССР в Гаване. Проект разрабатывался почти семь лет. В его основе - идея самодостаточного микромира, частицы России на далёком острове, аналог монастыря с колокольней - административным блоком. Корпуса приподняты на пилонах, открывая возможность аэрации участка. Необходимость солнцезащиты определила сильную пластику, формируемую навесами и экранами.

...Пятая авенида в Гаване — парадная магистраль с бульваром в середине, рядом шумит Мексиканский залив. Кубинские зодчие точно определили градостроительные требования к участку: вдоль Пятой авениды — застройка в 2—3 этажа; на отступе от авениды разрешалось поставить высокое здание; еще дальше, вглубь, — в шесть-восемь этажей. Эти требования города были соблюдены в проекте. В проекте все здания приподняты от земли, и помещения в первых этажах почти отсутствуют. Это сделано для усиления естественного проветривания участка и создания обширных теневых зон. Композиция с высоким административным зданием посольства в глубине участка будет, я надеюсь, хорошо вписываться в окружающую застройку.

...На острове Куба много красивого пористого известняка — ракушечника «Пьедра Хаймонита», им облицованы фасады. Много различных сортов мрамора. Его мы применили в интерьерах, в отдельных деталях благоустройства. Гавана — город с ярко выраженным силуэтом многоэтажных зданий. Они вырастают из массы двух-пятиэтажных домов, составляющих основу городского пейзажа. В городе много зелени. Фасады зданий, как правило, ярко окрашены.

Архитектура комплекса разработана А. Рочеговым и М. Энгельке.

Роспись зала приёмов выполнена художниками А. Рочеговой и В. Бойцовым.

С 1965 г. А.Г. Рочегов представлял Союз советских архитекторов в Международном Союзе архитекторов, а с 1968 г. избирается руководителем международной рабочей группой "Жилище":

...Для меня большая честь работать в Международном Союзе архитекторов. В первые годы я был от Союза архитекторов СССР членом международной комиссии жилищу МСА, а затем стал её руководителем. Чем занимается наша международная группа? Каков её состав? Главная задача группы - разработка рекомендаций на профессиональном международном уровне, способствующих высококвалифицированному решению острых социальных проблем нехватки жилища в мире. В ХХ веке нехватка жилища, особенно в странах развивающихся, стала чрезвычайно острой...

...В нашей группе всегда возобладало желание работать в дружеской товарищеской обстановке. Мы всегда искали пути для нахождения таких решений, которые были бы результатом серьёзной исследовательской и аналитической работы. Так было, когда мы решили на основе анализа Афинской Хартии Ле Корбюзье построить новый документ, получивший в конечном счёте своё подробное изложение в нашем коллективном труде: "Проблемы жилища 80-х годов", "Хартия жилища" и "Декларация". В процессе этой увлекательной и, как нам всегда казалось, нужной для всех архитекторов мира работы, круг архитекторов расширялся. В конечном счёте в Кажимеже (ПНР) "Хартию Жилища" подвели к торжественному акту её подписания уже три международные группы - "Жилище", группа "Градосроительство" и "Строительство + Индустриализация"...

Усилиями А.Г. Рочегова был создан Союз Архитекторов РСФСР (сейчас - Союз Архитекторов России) и в 1981 г., на учредительном съезде, он избирается председателем правления Союза архитекторов РСФСР. Этот пост А.Г. Рочегов занимал до 1992 г.

В 1988 г. А. Г. Рочегов выдвинул идею создания при Союзе персональных творческих мастерских. Он пригласил нескольких способных к самостоятельной профессиональной работе архитекторов и предложил им написать устав будущих мастерских. Так, весной 1989 года, возникли первые творческие мастерские А. Асадова, М. Хазанова, Б. Шабунина, О. Гридасова и еще нескольких первопроходцев.

26 марта 1992 года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин издал Указ № 305 «Об организации Российской академии архитектуры и строительных наук», положивший начало созданию Академии (РААСН). Принятию этого документа предшествовала многолетняя организационная, творческая, просветительская деятельность российских архитекторов, градостроителей и строителей, практиков и теоретиков, управленцев и педагогов, объединённых мечтой о создании в стране государственной отраслевой Академии.

Большое влияние на становление образа будущей Академии оказала деятельность А.Г. Рочегова. Летом 1992 года, он, беседуя с видными мастерами архитектуры, градостроителями, строителями, учёными и практиками, создавал концепцию академической деятельности и самой Академии. Опираясь на исторические традиции и учитывая реалии современной жизни в новой России, свои взгляды о формах и содержании деятельности, роли РААСН в отрасли представили сам А.Г. Рочегов, А.В. Иконников, В.В. Владимиров (подготовивший предложения об Академии архитектуры и градостроительства в 1989 году), И.М. Смоляр, Ю.А. Дыховичный, А.В. Рябушин, В.И. Травуш.

Первое собрание РААСН состоялось в Москве 28-29 января 1993 года. Оно одобрило проект первого Устава РААСН, избрало президентом Академии академика А.Г. Рочегова, первым вице-президентом – академика С.Н. Булгакова и главным учёным секретарём – члена-корреспондента А.И. Виноградова. На общих собраниях научно-отраслевых отделений академиками-секретарями были избраны академик А.В. Иконников – по отделению архитектуры, академик Л.В. Вавакин по отделению градостроительства, академик В.М. Бондаренко – по отделению строительных наук.

В уставе Академии было записано, что Российская академия архитектуры и строительных наук «является высшей государственной самоуправляемой научно-творческой организацией

Завершающим этапом формирования Академии и началом её полноценной работы стало первое Общее собрание членов РААСН в полном составе, состоявшееся 21-22 апреля 1994 года в Москве. На Общем собрании были утверждены решения о создании региональных отделений, и принято очень важное для становления Академии положение о советниках, открывшее путь в академическую деятельность многим архитекторам, градостроителям, строителям, теоретикам и педагогам.

Создание Российской Академии Архитектуры и Cтроительных наук – преемницы "Императорской Академии трех знатнейших искусств – живописи, скульптуры и архитектуры" (1764-1918) и Академии Архитектуры СССР (1933-1963) явилось венцом профессионального жизненного пути А.Г. Рочегова.

В 2021 на телеканале "Радость моя" вышел фильм, посвященный жизни и творчеству А.Г. Рочегова:


Главная >> История >> 1960-1989